Особенности обслуживания моторов АМЗ

Активно использующаяся по назначению сельскохозяйственная техника периодически требует ремонта и техобслуживания. И важнейшей её деталью является силовой агрегат, который необходимо постоянно обслуживать, проверять и, при необходимости, ремонтировать. Расходы на обслуживание сельхозтехники, включая трактора модели ДТ-75, достаточно большие. И для снижения затрат желательно использовать оригинальные агрегаты и их запчасти, выпускаемые Алтайским моторным заводом.

logo1Моторы АМЗ были практически единственными моделями, встречающимися на моделях ДТ-75 и их более поздних модификациях. Но в настоящее время ассортимент производителя заметно увеличился. Теперь, вместе с распространёнными вариантами А-41, предприятие производит тракторные моторы Д-440-22, Д-442-ВИ и Д-442-24-1И. Они предназначены для установки в тракторах ДТ-75Д, ВТ-150Д и ВТ-100Д, имеют увеличенную производительность (на уровне 98–158 л.с.) и частоту вращения коленвала до 1900 об/мин, что достигается использованием турбонаддува.

Обслуживание и его нюансы

Среди нюансов эксплуатации, обслуживания и ремонта моторов АМЗ на современных тракторах важнейшими считают:

  • использование в каждой модели нескольких обновлённых деталей и узлов. Выполненная по усовершенствованной технологии цилиндропоршневая группа (с поршнями, имеющими нерезистивные вставки под поршневым кольцом, и тремя кольцами – шириной в 3 и 5 мм, а также с профилем в виде двухсторонней трапеции), и снижает расход смазки на угар;
  • возможность повышения надёжности уплотнения газовых стыков и снижения стоимости ремонтных работ благодаря установке специальных головок цилиндров. К названию таких изделий добавляется литера «И»;
  • при замене головок требуется установить и новый блок-картер, так как старая модель с ними не совместима.

Изменения в конструкции

Обновления в конструкции двигателя коснулись вентиляционной системы картера и блок-картера, на котором устанавливается усовершенствованный сапун. Для изготовления дизельных агрегатов применяют новые варианты коленвалов с коренными шейками диаметров 108 мм, устанавливаемыми вместе с вкладышами коренных подшипников. Моторы с установленными индивидуальными головками комплектуются особыми форсунками с проточками под уплотнительным кольцом и более длинными колпаками. Новая конструкция предотвращает разжижение картерного масла под действием дизтоплива.

a-41

Серийные силовые агрегаты оборудованы новыми моделями водяных насосов, у которых увеличен размер уплотнения торца и отсутствует опорная втулка крыльчатки. А местом установки самой крыльчатки является конусная посадка валика. Также все агрегаты, не считая Д-442-57И/56И/59И, снабжаются термостатами марки ТС-108-03, открывающимися при достижении температуры жидкости, необходимой для охлаждения и циркулирующей по малому кругу и радиатору, уровня в 68–72 градуса.

Двигатели оборудованы обновлёнными полнопоточными двухсекционными фильтрами для масла со сменными бумажными элементами. Это позволяет снизить пусковой износ и упростить техобслуживание мотора. А менять фильтры рекомендуется во время проведения вторичного ТО сразу после промывания смазочной системы и одновременно с заменой масла в картере мотора.

Снижению расходов и времени на ремонт мотора ДТ-75 способствует новый односекционный топливный элемент ЭФТ-80А, заменивший вариант с 2 секциями. А наличие на турбонаддувных силовых агрегатах воздушного радиатора приводит к увеличению производительности до 75%. Эта же особенность снижает расход горючего и тепловую напряжённость всех деталей мотора.

Рекомендации производителя

Помочь силовому агрегату прослужить не меньше положенного срока может правильная эксплуатация и своевременное обслуживание. Для этого Алтайский завод рекомендует пользователям его моторов и тракторов:

  • не устанавливать на турбонаддувных моторах с поршневыми кольцами цилиндро-поршневые группы типа А-41 или А-01;
  • строго придерживаться порядка выполнения затяжки гаек, крепящих головки. Это повышает надёжность и срок службы силовых агрегатов;
  • обязательно обкатывать новый мотор для проверки затяжки гаек на цилиндровых головках. Недостаточно затянутый крепёж подтягивают;
  • чётко выполнять требования инструкций по эксплуатации турбонаддувного агрегата, что помогает предотвратить образование задиров на роторе, сухое трение в нём и заклинивание этой детали;
  • не останавливать силовой агрегат с резким и быстрым снижением частоты коленвала до полного отключения подачи горючего;
  • использовать в качестве смазки для новых моторов с газовым наддувом масла марки М-10ДМ при температуре выше 5 градусов и М-8ДМ, если воздух нагрет меньше;
  • уделять особое внимание обслуживанию инжектора;
  • содержать в чистоте сердцевину охладителя наддувочного воздуха и обеспечивать герметичность соединений этого устройства.

Покупка запчастей

Учитывая все рекомендации производителя, необходимо отметить и другие нюансы обслуживания моторов. При выборе запчастей и их марок владельцу трактора желательно отдать предпочтение следующим компаниям и организациям, выпускающим детали и узлы для последних версий тракторных силовых агрегатов:

  • покупку цилиндров, поршней и колец для них рекомендуется осуществлять на заводах «Мотордеталь-Конотоп», «Стапри» и «Мотордеталь», что гарантирует высокое качество и доступную стоимость;
  • турбокомпрессоры для имеющих газотурбинный турбонаддув четырёхцилиндровых моторов желательно приобретать на отечественном предприятии НПО «Турботехника» и чешских заводах компании «CZ Strakonice», выпускающих, соответственно, модели ТКР-7С1 и К-27. Детали этих производителей обеспечивают повышенную надёжность эксплуатации новых форсированных моторов, что могут подтвердить многочисленные проверки и исследования.